Сначала короткая теоретическая справка. Всего чуть-чуть. Обещаем! Просто напомним о принципах работы ссылок и алгоритма PageRank.
Основы PageRank и гиперссылок
Еще в 1996 году Ларри Пейдж и Сергей Брин сформулировали основной принцип упорядочивания веб-документов: «страница ранжируется тем выше, чем больше на нее ссылок». Этот принцип стал основой алгоритма ранжирования страниц PageRank, который опирался на количество и качество ссылок. Как в упрощенной формулировке, так и в тексте патента на PageRank говорится о ссылках между документами, т.е. страницами. Принципы не разделяли ссылки на внешние и внутренние.
Если же вспомнить более фундаментальные основы, то нам окажется достаточно определения гиперссылок и принципов работы гипертекста, чтобы понять, что внутренние и внешние ссылки – это лишь очень условное деление. Любая ссылка выполняет одну и ту же функцию – ссылается на некий элемент или объект. В случае с «внутренними» ссылками, этот объект – страница того же сайта, а в случае с «внешними» ссылками – страница другого.
Справка Google
Google не раз подчеркивал важность внутренних ссылок и ссылочной архитектуры. В качестве главных аргументов для проектирования правильной внутренней перелинковки Google приводит удобство навигации для пользователей и упрощение сканирования страниц сайта ботами.
Внутренние ссылки (ссылочная архитектура) важны, потому что они являются основным фактором, определяющим, насколько легко посетители могут перемещаться по вашему сайту. Кроме того, внутренние ссылки способствуют «сканируемости» вашего сайта — тому, насколько легко паук может добраться до ваших страниц.
Google Search Central Blog
В справке Google не говорит напрямую, что внутренние ссылки влияют именно на ранжирование в поиске. Однако, согласно PageRank, если страница получает много ссылок, это сигнал для Google, что эта страница ценная. Не зря же в Google Search Console в отчете по ссылкам подсчитывается количество внутренних ссылок наряду с внешними, а результаты упорядочиваются по количеству.
Подтверждение экспертов
SEO-специалисты не раз напрямую спрашивали представителей Google о внутренних ссылках и получали прямые ответы. Вот несколько ярких примеров
Летом 2017 года Гарри Илш, отвечая на вопрос об отношении Google к навигации в виде «хлебных крошек» сказал:
Они нам нравятся. Мы рассматриваем их как обычные ссылки, например, при вычислении PageRank
Ответ Гарри Илша в Twitter
В 2019 году во время видео встречи с веб-мастерами Джон Мюллер освещал вопрос важности анкорного текста внутренних ссылок:
Контекст, который мы получаем из внутренних ссылок, действительно важен для нас… с таким анкорным текстом, текстом вокруг ссылок, который вы даете в своем контенте. Это действительно важно для нас.
Джон Мюллер во время видео встречи с веб-мастерами
Во время другой видео встречи в марте 2022 года Джон Мюллер рассуждал на тему, что внутренние ссылки – это нечто большее, чем просто навигация. По его словам, это возможность сообщить Google нечто большее:
…внутренние ссылки очень важны для SEO. С помощью внутренних ссылок вы действительно можете сфокусировать внимание на важных направлениях и частях вашего сайта. В идеале у вас должен быть не просто базовый набор ссылок, а, скорее, вы должны смотреть на него со стратегической точки зрения и думать о том, что вас больше всего волнует, и как вы можете выделить это своей внутренней ссылкой.
Джон Мюллер во время видео встречи с веб-мастерами
Во всех этих примерах ни Джон Мюллер ни Гарри Илш не говорят, что внутренние ссылки являются фактором ранжирования. Но однозначно подтверждают их важность и влияние на эффективность страницы в результатах поиска.
Выводы
Несмотря на отсутствие прямого утверждения, что внутренние ссылки являются фактором ранжирования, они точно являются сильным сигналом для вычисления ссылочного веса страниц, определения их важности и ценности для пользователя. А это уже напрямую влияет на ранжирование.
Мы не рассматриваем здесь влияние разного типа внутренних ссылок (анкорных, безанкорных, навигационных, контентных). Очевидно одно, внутренние ссылки работают, они крайне важны для SEO, но при этом, к сожалению, остаются недооцененным методом.